- Главная
- Положения и правила
- Мастерские
- Список школ
- ГОУ Гимназия 1505
- ГОУ школа-интернат "Интеллектуал"
- НОУ СОШ Православная Свято-Петровская школа
- "Лицей №14", Зеленодольск
- Гимназия 1514
- Лицей № 9 им. А.С.Пушкина
- СОШ УНА, Москва
- ШМО, Волгоград
- Центр детского творчества пгт Юрья Кировская область
- Гимназия № 36 Набережные Челны
- Академическая гимназия СПбГУ
- ООЗКШ ГОУ ДОД КОЦДЮТиЭ, Киров
- Гимназия № 1 Жодино
- СОШ № 4 Онега
- «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина»
- Государственная общеобразовательная казенная школа-интернат "Лицей-интернат Областной центр Образования
- МБОУ "Татарско-Бурнашевская СОШ"-Верхнеуслонский район,Татарстан
- МОУ Шахунская школа N1 им. Д.Е. Комарова
- Контакты
- Служба поддержки
Задача поставлена
Византийские сюжеты - возможные темы для исследовательских работ
Ответственный (исполнитель):
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи:
Задача поставлена
Сроки выполнения:
Sat, 2015-01-10 Содержание задачи:
Основные византийские сюжеты, которые могут быть развиты во время практикума и на его материале:
1. Ранневизантийский Кипр (от Константина до арабов)
Утверждение там христианства как господствующей религии. История с приездом царицы Елены, привозом Честного Креста (или крестов?) - утверждение почитания там этих символов - это фактически один из важных центров распространения почитания креста.
Места, связанные с преданиями о царицы Елены: Тента Калавассос, Айос Николаос тон Гатон, Омодос. Переименование Саламина в Констанцию
Далее, учреждение на Кипре епископских кафедр - недалеко от Лимассола есть поселок, который так и называется - Эпископи, рядом Курион, где много раннехристианских базилик. На акрополе Амафунта - тоже большая базилика на месте храма Афродиты. Какие вообще есть базилики, в каких крупных городах, какого они времени?
Деятельность благотворителей - восстановителей инфраструктуры острова после сильных землетрясения Поздней античности (дом Эвстолия в Курионе)
2. Эвакуация острова в связи с арабскими нападениями. В VII в. при Юстиниане II было принято такое решение - до сих пор архиепископ Кипра носит титул "Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра" - туда не все захотели эвакуироваться, но кто-то уехал, потом вернулись.
Что про это известно? Юстиниан II - фигура вообще эпическая (о нем и его времени писал византийский хронист, которого условно называют Продолжателем Феофана). БОльшая часть населения стала укрываться от арабских рейдов горных районах Кипра - именно тогда они их начинают активно заселять, получается, прежде там только рубили лес и добывали медь.
3. Кипр в период иконоборчества. Иконоборческий период очень заметен в Константинполе - от этого времени сохранилось достаточно сооружений. Кипр, как и другие периферийные части империи (Херсонес Таврический - Херсон-Корсунь, например, или горные пещерные города Каппадокии) был убежищем для иконопочитателей.
4. Почитание и обретение мощей св. Лазаря - предание о том, что он был епископом Китиона существовало, наверное, давно. Но строительство собора на месте обнаруженной гробницы относится к достаточно позднему ремени при одном из византийских императоров - Льве Мудром (именно этот император, в частности, сочинил стихиры на Лазареву субботу). Кроме того, в западной церкви св. Лазарь почитался как епископ Марселя.
5. Особый интерес представляет в истории Кипра эпоха династии Комнинов . Они были современниками и одними из зачинателей Крестовых походов. С Комнинами связана история Киккского монастыря - одной из главных святынь Кипра, где хранится икона Киккскокй Богоматери, написанная, как гласит предание, самим евангелистом Лукой, причем на доске от стола, за которым проходила Тайная вечеря. Икона эта странная - по настоянию имаператора Алексея Комнина, ее никто не должен был видеть - и ее поэтому почитают, не открывая лика Богоматери и младенца Иисуса. Но списки с этой иконы очень популярны и встречаются в разных местах, как на острове, так и за его пределами. Вообще говоря, к периоду Коминнов восходят многие памятники кипрской иконописи, включенные в список мирового наследия ЮНЕСКО.
6. Переход Кипра из рук Византии к крестоносцам. Переходная фигура там очень своеобразная - это правитель Кипра Исаак Дука Комнин - тоже из династии Комнинов, но такой своеобразный изгой - личность по-своему тоже весьма колоритная. Фактически он отложился от Византии, проводил собственную политику - дружил с Саладином, объявил себя императором острова. С ним итоге возник конфликт у Ричарда Львиное Сердце.
7. Византийское наследие и византийская составляющая в жизни острова при "франках" - под властью династии Лузиньянов, потом - под властью Венецианской республики - как уживалсиь "латиняне" и православные на острове в XIII-XVI вв.
8. (это уже точно "пост-византийский" период) - греки на Кипре под властью турок.
Список рефератов для учебный поездки в Рим и Помпеи
Ответственный (исполнитель):
AGAvdeev
Статус выполнения задачи:
Задача поставлена
Сроки выполнения:
Fri, 2012-02-10 - Fri, 2012-02-24 Содержание задачи:
Список рефератов для учебный поездки в Рим и Помпеи
При написании рефератов просьба обращать больше внимание на достопримечательности Рима, связанные с выбранной темой
- Троянская война: начало античной истории
- Форум Древнего Рима
- Древнеримская религия. Храмы древнего Рима
- Любимые зрелища римлян. Колизей.
- Термы Древнего Рима
- Жилища древних римлян.
- Семь холмов Рима
- Этруски
- «Все дороги ведут в Рим». Римские дороги
- Плиний Старший
- История открытия и исследования Помпей
- Планировка римского города
- Царский Рим
- Рим времени расцвета Республики
- Имперский Рим
- Император Марк Аврелий
- Император Август
- Император Траян
- Древнеримские празднества
- Как римляне представляли происхождение своей письменности (Бруман С.)
Во время поездки планируется занятие по книге Петрония «Сатирикон» (отрывок «Пир у Трималхиона»). Просьба иметь с собой текст этого отрывка.
Рекомендуемая литература:
Плутарх. Биографии Ромула, Цезаря, Помпея, Цицерона.
Вергилий. Энеида
+ Светоний. Жизнь 12 цезарей.
+ Деяния божественного Августа
+ Сергеенко М. Е. Помпеи.
+ Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии.
+ Сергеннко М. Е. Жизнь древнего Рима.
+ Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи.
+ Гуревич Д. Я., Рапсат-Шарлье М. Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме
+ Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков
Вопросы к семинару в Амафунте
Ответственный (исполнитель):
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи:
Задача поставлена
Сроки выполнения:
Wed, 2012-02-08 Содержание задачи:
Вопросы к отрывку из песни XXIV. Выкуп тела Гектора.
1) Речь Приама (486-506) полностью меняет поведение Ахиллеса. Что, на ваш взгляд, в этой речи так подействовало на Ахиллеса? Составьте краткий план этой речи. Есть ли в ней традиционное вступление-обращение? Почему?
2) Как в своей речи Приам называет Ахиллеса? Подтверждает ли это название «объективность» мира гомеровских героев?
3) Исследователи Гомера говорят, что описания Гомера во многих случаях «скульптурны»: они могут быть легко представлены в виде застывшей скульптурной композиции. Подтверждает ли это мнение то, как описана сцена встречи Приама и Ахиллеса?
4) Какую смысловую и композиционную роль играет развернутое сравнение (ст. 480-482). Почему именно в этом месте Гомер прерывает описание событий и дает развернутое сравнение?
5) Оба героя в этой сцене обильно плачут (507-514). В современной культуре такой плач унизил бы героя-воина в глазах читателя-слушателя. А в древности? Как вы думаете, почему?
6) В сцене дважды появляется мотив обуздания гнева и страха перед тем, что разгоревшийся гнев, как неконтролируемая стихия, может все разрушить (559-570, 584-586). Что можно сказать на этом примере о соотношении чувства и разума гомеровских героев?
7) В речи Ахиллеса (603-617) дан подробный рассказ о Ниобе и ее детях. Этот рассказ, очевидно, так же хорошо известен Приаму, как и Ахиллесу. Почему же Гомер вкладывает в уста Ахиллеса такой подробный рассказ? Какова его роль в этой сцене?
8) В нескольких местах этой сцены герои размышляют о судьбе, которую посылают боги человеку. Как это понятие (судьба) осознается героями? Каково место этого понятия в гомеровском мире?
Вопросы к отрывку из песни VI. Встреча Гектора и Андромахи.
1) Как и в русском народном творчестве, в гомеровском эпосе часто используются постоянные эпитеты (сравните: добрый молодец, красна девица, сине море, розовоперстая Эос). Найдите все постоянные эпитеты в этом отрывке. Какова причина их частного употребления?
2) В речи Андромахи (406-435) встречается несколько характеристик ахейцев. Что удивительного в этих характеристиках с точки зрения более поздней литературы? Объясните, почему Андромаха так положительно характеризует врагов своего народа?
3) В своих речах и Андромаха, и Гектор вспоминают всех своих близких родственников и сравнивают свои чувства к ним с супружескими чувствами. Зачем нужно такое сравнение? Как вам кажется, насколько типична в родовую эпоху сила супружеских любви, о которой говорят Андромаха и Гектор?
4) Гектор выражает Андромахе сочувствие и пытается ее утешить. Какие аргументы он находит для утешения? Что можно сказать о понятиях стыда, судьбы и долга (мужского и женского), опираясь на речь Гектора?
5) Вначале сцены есть описание разговора Гектора и ключницы дома. Какова его композиционная роль? Почему важно, что Гектор и Андромаха встречаются не в своем доме?
6) Как характеризует Гектора сцена его общения с маленьким сыном? Почему Гомер подробно описывает момент, когда мальчик испугался шлема отца?
7) Представьте, что вы снимаете этот эпизод в кино. Как согласно Гомеру должна двигаться Андромаха до встречи с мужем и после встречи? Что изменилось после их разговора в душе Андромахи, и как это выражено Гомером в его поэме?
Темы исследовательских работ на 2011-2012
Ответственный (исполнитель):
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи:
Задача поставлена
Сроки выполнения:
Sat, 2011-11-05 - Sun, 2012-05-20 Содержание задачи:
Темы исследовательских работ по истории и археологии древнего Кипра:
- Герои Троянской войны на Кипре: миф и реальность
- Кипр – родина Гомера? (к вопросу о возникновении традиции)
- Мифы о Тесее на Кипре
- Цицерон – римский наместник на Кипре
- Финикийцы и греки на Кипре
- Мифология на закате античного мира (по материалам мозаик Пафоса и Куриона)
- Кипрское сельское хозяйство по материалам сочинения Афинея «Пирующие мудрецы»
- Кифарист Стратоник: жизнь, юмор и гибель
План историко-археологического и биологического практикума на Кипре
Ответственный (исполнитель):
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи:
Задача поставлена
Сроки выполнения:
Sat, 2011-01-15 - Sat, 2011-02-26 Содержание задачи:
План учебной поездки на Кипр
Сроки: 17.02.2011 – 26.02.2011
Поездка носит учебный характер, в составе группы две учебные подгруппы, имеющие каждая свою программу и свой объект изучения.
Биологическая группа: изучение биологических объектов (флоры и фауны) средиземноморско-субтропического региона путем непосредственного знакомства с различными природными сообществами, характерными для острова Кипр (побережье, горы, лесной ландшафт, сады и парки), а также путем посещения специализированных музеев, зоологических и ботанических садов), в перспективе – выполнение небольших исследовательских работ на изучаемом материале.
Гуманитарная группа: знакомство с объектами историко-культурного наследия острова (археологические памятники, городища, культовые и фортификационные сооружения, церкви и монастыри, катакомбы и др.) и посещение экспозиции музеев. Параллельно с решением этой образовательной задачи гуманитарная группа собирает материал по теме «Место античного наследия в исторической памяти современных киприотов» - потенциально долговременный проект, который можно развивать на научном уровне (проблема культурной идентичности, «карты памяти», «мест памяти» и т. п.). Крайне важным видится представление Кипра как своего рода «Средиземноморья в миниатюре» - сочетающего на небольшой площади плотно сконцентрированные памятники различных исторических эпох (докерамического неолита, энеолита, эпохи Бронзы, финикийской цивилизации, ахейской цивилизации, архаической и классической греческой, эллинистической, римской, раннехристианского времени, византийского, арабского, эпохи Крестовых походов, правление династии Лузиньянов, венецианского господства, Османского владычества, Британского колониального присутствия, периода борьбы за независимость и новейшего, начавшегося с трагических событий 1974 года, периода). Путешествие по такой «хронологической шкале» обладает огромным дидактическим потенциалом, способствуя развитию историзма мысли, что является основой как общекультурной, так и профессиональной подготовки любого квалифицированного ученого-гуманитария.
Обе группы большую часть времени пребывания располагаются в городе Лимассоле, после чего (за два дня до отъезда) перемещаются в Ларнаку), по дороге посещают значимые объекты историко-культурного наследия, расположенные по трассе Лимассол - Ларнака (см. список ниже),
Расположение учебных групп в Лимассоле продиктовано рядом соображений.
Во-первых, это своеобразный географический центр южного побережья острова, откуда легко достижимы природные объекты и объекты историко-культурного наследия, расположенные на севере (Троодос, Агиос Мамас), востоке (Амафунт) и западе (Колосси, Курион, святилище Аполлона Гилатского, Палеопафос, Петра ту Ромиу).
Во-вторых, базирование группы в Лимассоле и проведение оттуда образовательных экскурсий должно помочь нам технологически отработать педагогические модели, которые мы планируем в полной мере реализовать во время проведения летнего образовательного лагеря интенсивного обучения (июль 2011 г.). Партнером, принимающим долевое участие в этом проекте, является образовательное учреждение школа «Ученики Пифагора», из которой некоторых учащихся (обладающих повышенной мотивацией к изучению истории или биологии) мы планируем привлечь к нашей программе во время данного февральского выезда.
Также участие в работе групп принимают участие русскоязычные школьники из образовательного центра группы компаний «Вестник Кипра» и ассоциации русскоговорящих жителей Кипра "Горизонт"
Примерная программа и «дневник» поездки
17.02., четверг -
14.40 - прилет в Ларнаку,
трансфер и размещение в Лимассоле (туристическая зона Гермасоя)
Знакомство с русскоязычными учащимися, участвующими в проекте,
постановка группам образовательных задач,
просмотр фильма студии «Интел-Видео»
18.02, пятница
историки | биологи |
Амафунт | Государственный заповедник Полемидия |
Археологический музей Лимассола | Биологические занятия в школе «Ученики Пифагора» |
Замок Лемесос. Музей средневековой истории Кипра |
|
|
|
19.02, суббота
историки | биологи |
Курион, Святилище Аполлона Гилатского, стадион, Музей Эпископи | Гермасойя – пешая экскурсия к дамбе |
Замок Колосси | Побережье бухты Лимассола |
Неолитическое поселение Сотира | Эвкалиптовая роща |
|
|
Обед
После обеда, во второй половине дня:
- лекция Д. Э. Шноля для преподавателей математики «Методика подготовки к ЕГЭ по математике в 2011 году»
- Лекция П. А. Евдокимова «Новейшие археологические открытия в античных городах на юге России»
20.02, воскресенье
Выезд на весь день
историки | биологи |
Палеопафос | Полуостров Акамас |
Петра ту Ромиу |
|
Неа Пафос – археологический парк, Гробницы царей |
|
Панагия Хрисополитисса |
|
21.02, понедельник
историки | биологи |
Агиос Мамас | Троодос – пешая тропа, флора и фауна горных районов острова Кипр |
Монастыри Троодоса |
|
22.02, вторник
историки | биологи |
Каво Гата – неолитическое послеление | Соленое озеро Акротири
|
монастырь св. Николая
| Экологический учебный центр Акротири |
| Каво Гата – флора и фауна прибрежной зоны |
После обеда, во второй половине дня - Гуманитарная игра
23.02
Подведение итогов работы групп в школе «Ученики Пифагора»
Конференция исследовательских работ школьников
24.02. Переезд в Ларнаку (обе группы)
По дороге посещение объектов:
- Неолитические поселения Тента Калавасос и Хирокития
- Монастырь Ставровуни, природная тропа Савровуни - Англисидес
- Хала Султан Текке, Соленое озеро, фламинго
Размещение в отеле «Ларко»
обед
Вечерняя пешая экскурсия по Ларнаке
25.02 Ларнака
историки | биологи |
Крепость Ларанки | Солт Лайк Парк – Национальный лесопарк Ризоэлия |
Городище Китион, Музей археологический района Ларнаки | Палеонтологический музей Пиеридис |
Собор св. Лазаря |
|
Музей Пиеридис |
|
26.02 – Трансфер в аэропорт,
Отлет из Аэропорта Ларнаки.