Задача поставлена

Византийские сюжеты - возможные темы для исследовательских работ

Ответственный (исполнитель): 
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Sat, 2015-01-10
Содержание задачи: 

Основные византийские сюжеты, которые могут быть развиты во время практикума и на его материале:
1. Ранневизантийский Кипр  (от Константина до арабов)
Утверждение там христианства как господствующей религии. История с приездом царицы Елены, привозом Честного Креста (или крестов?) - утверждение почитания там этих символов - это фактически один из важных центров распространения почитания креста. 

Места, связанные с преданиями о царицы Елены: Тента Калавассос, Айос Николаос тон Гатон, Омодос. Переименование Саламина в Констанцию

Далее, учреждение на Кипре епископских кафедр - недалеко от Лимассола есть поселок, который так и называется - Эпископи, рядом Курион, где много раннехристианских базилик. На акрополе Амафунта  - тоже большая базилика на месте храма Афродиты. Какие вообще есть базилики, в каких крупных городах, какого они времени?

Деятельность благотворителей - восстановителей инфраструктуры острова после сильных землетрясения Поздней античности (дом Эвстолия в Курионе)

2. Эвакуация острова в связи с арабскими нападениями. В VII в. при Юстиниане II было принято такое решение - до сих пор архиепископ Кипра носит титул "Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра" - туда не все захотели эвакуироваться, но кто-то уехал, потом вернулись. 
Что про это известно? Юстиниан II - фигура вообще эпическая (о нем и его времени писал византийский хронист, которого условно называют Продолжателем Феофана). БОльшая часть населения стала укрываться от арабских рейдов  горных районах Кипра - именно тогда они их начинают активно заселять, получается, прежде  там только рубили лес и добывали медь. 

3. Кипр в период иконоборчества. Иконоборческий период очень заметен в Константинполе - от этого времени сохранилось достаточно сооружений. Кипр, как и другие периферийные части империи (Херсонес Таврический - Херсон-Корсунь, например, или горные пещерные города Каппадокии) был убежищем для иконопочитателей.

4. Почитание и обретение мощей св. Лазаря - предание о том, что он был епископом Китиона существовало, наверное, давно. Но строительство собора на месте обнаруженной гробницы относится к достаточно позднему ремени при одном из византийских императоров - Льве Мудром (именно этот император, в частности, сочинил стихиры на Лазареву субботу). Кроме того, в западной церкви св. Лазарь почитался как епископ Марселя.

 

5. Особый интерес представляет в истории Кипра эпоха династии Комнинов . Они были современниками и одними из зачинателей Крестовых походов. С Комнинами связана история Киккского монастыря - одной из главных святынь Кипра, где хранится икона Киккскокй Богоматери, написанная, как гласит предание, самим евангелистом Лукой, причем на доске от стола, за которым проходила Тайная вечеря. Икона эта странная - по настоянию имаператора Алексея Комнина, ее никто не должен был видеть - и ее поэтому почитают, не открывая лика Богоматери и младенца Иисуса. Но списки с этой иконы очень популярны и встречаются в разных местах, как на острове, так и за его пределами. Вообще говоря, к периоду Коминнов восходят многие памятники кипрской иконописи, включенные в список мирового наследия ЮНЕСКО.

6. Переход Кипра из рук Византии к крестоносцам. Переходная фигура там очень своеобразная - это правитель Кипра Исаак Дука Комнин - тоже из династии Комнинов, но такой своеобразный изгой - личность по-своему тоже весьма колоритная. Фактически он отложился от Византии, проводил собственную политику - дружил с Саладином, объявил себя императором острова. С ним  итоге возник конфликт у Ричарда Львиное Сердце.

7. Византийское наследие и византийская составляющая в жизни острова при "франках" - под властью династии Лузиньянов, потом - под властью Венецианской республики - как уживалсиь "латиняне" и православные на острове в XIII-XVI вв. 

8. (это уже точно "пост-византийский" период) - греки на Кипре под властью турок.

Список рефератов для учебный поездки в Рим и Помпеи

Ответственный (исполнитель): 
AGAvdeev
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Fri, 2012-02-10 - Fri, 2012-02-24
Содержание задачи: 

Список рефератов для учебный поездки в Рим и Помпеи

При написании рефератов просьба обращать больше внимание на достопримечательности Рима, связанные с выбранной темой

  1. Троянская война: начало античной истории
  2. Форум Древнего Рима
  3. Древнеримская религия. Храмы древнего Рима
  4. Любимые зрелища римлян. Колизей.
  5. Термы Древнего Рима
  6. Жилища древних римлян.
  7. Семь холмов Рима
  8. Этруски
  9. «Все дороги ведут в Рим». Римские дороги
  10. Плиний Старший
  11. История открытия и исследования Помпей
  12. Планировка римского города
  13. Царский Рим
  14. Рим времени расцвета Республики
  15. Имперский Рим
  16. Император Марк Аврелий
  17. Император Август
  18. Император Траян
  19. Древнеримские празднества
  20. Как римляне представляли происхождение своей письменности (Бруман С.)

  

Во время поездки планируется занятие по книге Петрония «Сатирикон» (отрывок «Пир у Трималхиона»). Просьба иметь с собой текст этого отрывка.

  

Рекомендуемая литература:

Плутарх. Биографии Ромула, Цезаря, Помпея, Цицерона.

Вергилий. Энеида

+ Светоний. Жизнь 12 цезарей.

+ Деяния божественного Августа

+ Сергеенко М. Е. Помпеи.

+ Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии.

+ Сергеннко М. Е. Жизнь древнего Рима.

+ Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи.

+ Гуревич Д. Я., Рапсат-Шарлье М. Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме

+ Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков

Вопросы к семинару в Амафунте

Ответственный (исполнитель): 
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Wed, 2012-02-08
Содержание задачи: 

Вопросы к отрывку из песни XXIV. Выкуп тела Гектора.  

 

1)      Речь Приама (486-506) полностью меняет поведение Ахиллеса. Что, на ваш взгляд, в этой речи так подействовало на Ахиллеса? Составьте краткий план этой речи. Есть ли в ней традиционное вступление-обращение? Почему?

2)      Как в своей речи Приам называет Ахиллеса? Подтверждает ли это название «объективность» мира гомеровских героев?

3)      Исследователи Гомера говорят, что описания Гомера во многих случаях «скульптурны»: они могут быть легко представлены в виде застывшей скульптурной композиции. Подтверждает ли это мнение то, как описана сцена встречи Приама и Ахиллеса?

4)      Какую смысловую и композиционную роль играет развернутое сравнение (ст. 480-482). Почему именно в этом месте Гомер прерывает описание событий и дает развернутое сравнение?

5)      Оба героя в этой сцене обильно плачут (507-514). В современной культуре такой плач унизил бы героя-воина в глазах читателя-слушателя. А в древности? Как вы думаете, почему?

6)      В сцене дважды появляется мотив обуздания гнева и страха перед тем, что разгоревшийся гнев, как неконтролируемая стихия, может все разрушить (559-570, 584-586).  Что можно сказать на этом примере о соотношении чувства и разума  гомеровских героев?  

7)      В речи Ахиллеса (603-617) дан подробный рассказ о Ниобе и ее детях. Этот рассказ, очевидно, так же хорошо известен Приаму, как и Ахиллесу. Почему же Гомер вкладывает в уста Ахиллеса такой подробный рассказ? Какова его роль в этой сцене?

8)      В нескольких местах этой сцены герои размышляют о судьбе, которую посылают боги человеку. Как это понятие (судьба) осознается героями? Каково место этого понятия в гомеровском мире?

 

Вопросы к отрывку из песни VI. Встреча Гектора и Андромахи. 

 

1)      Как и в русском народном творчестве, в гомеровском эпосе часто используются постоянные эпитеты (сравните: добрый молодец, красна девица, сине море, розовоперстая Эос). Найдите все постоянные эпитеты в этом отрывке. Какова причина их частного употребления?

2)      В речи Андромахи (406-435) встречается несколько характеристик ахейцев. Что удивительного в этих характеристиках с точки зрения более поздней литературы? Объясните, почему Андромаха так положительно характеризует врагов своего народа?

3)      В своих речах и Андромаха, и Гектор вспоминают всех своих близких родственников и сравнивают свои чувства к ним с супружескими чувствами. Зачем нужно такое сравнение? Как вам кажется, насколько типична в родовую эпоху сила супружеских любви, о которой говорят Андромаха и Гектор?   

4)      Гектор выражает Андромахе сочувствие и пытается ее утешить. Какие аргументы он находит для утешения? Что можно сказать о понятиях стыда, судьбы и долга (мужского и женского), опираясь на речь Гектора?

5)      Вначале сцены есть описание разговора Гектора и ключницы дома. Какова его композиционная роль? Почему важно, что Гектор и Андромаха встречаются не в своем доме?

6)      Как характеризует Гектора сцена его общения с маленьким сыном? Почему Гомер подробно описывает момент, когда мальчик испугался шлема отца?

7)      Представьте, что вы снимаете этот эпизод в кино. Как согласно Гомеру должна двигаться Андромаха до встречи с мужем и после встречи? Что изменилось после их разговора в душе Андромахи, и как это выражено Гомером в его поэме?            

Темы исследовательских работ на 2011-2012

Ответственный (исполнитель): 
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Sat, 2011-11-05 - Sun, 2012-05-20
Содержание задачи: 

Темы исследовательских работ по истории и археологии древнего Кипра:

 

 

  1. Герои Троянской войны на Кипре: миф и реальность
  2. Кипр – родина Гомера? (к вопросу о возникновении традиции)
  3. Мифы о Тесее на Кипре
  4. Цицерон – римский наместник на Кипре
  5. Финикийцы и греки на Кипре
  6. Мифология на закате античного мира (по материалам мозаик Пафоса и Куриона)
  7. Кипрское сельское хозяйство по материалам сочинения Афинея «Пирующие мудрецы»
  8. Кифарист Стратоник: жизнь, юмор и гибель

План историко-археологического и биологического практикума на Кипре

Ответственный (исполнитель): 
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Sat, 2011-01-15 - Sat, 2011-02-26
Содержание задачи: 

План учебной поездки на Кипр

 

Сроки:                17.02.2011 – 26.02.2011

Поездка носит учебный характер, в составе группы две учебные подгруппы, имеющие каждая свою программу и свой объект изучения.

Биологическая группа: изучение биологических объектов (флоры и фауны) средиземноморско-субтропического региона путем непосредственного знакомства с различными природными сообществами, характерными для острова Кипр (побережье, горы, лесной ландшафт, сады и парки), а также путем посещения специализированных музеев, зоологических и ботанических садов), в перспективе – выполнение небольших исследовательских работ на изучаемом материале.

Гуманитарная группа: знакомство с объектами историко-культурного наследия острова (археологические памятники, городища, культовые и  фортификационные сооружения, церкви и монастыри, катакомбы и др.) и посещение экспозиции музеев. Параллельно с решением этой образовательной задачи гуманитарная группа собирает материал по теме «Место античного наследия в исторической памяти современных киприотов» - потенциально долговременный проект, который можно развивать на научном уровне (проблема культурной идентичности, «карты памяти», «мест памяти» и т. п.). Крайне важным видится представление Кипра как своего рода «Средиземноморья в миниатюре» - сочетающего на небольшой площади плотно сконцентрированные памятники различных исторических эпох (докерамического неолита, энеолита, эпохи Бронзы, финикийской цивилизации, ахейской цивилизации, архаической и классической греческой, эллинистической, римской, раннехристианского времени, византийского, арабского, эпохи Крестовых походов, правление династии Лузиньянов, венецианского господства, Османского владычества, Британского колониального присутствия, периода борьбы за независимость и новейшего, начавшегося с трагических событий 1974 года, периода). Путешествие по такой «хронологической шкале» обладает огромным дидактическим потенциалом, способствуя развитию историзма мысли, что является основой как общекультурной, так и профессиональной подготовки любого квалифицированного ученого-гуманитария.

 

Обе группы большую часть времени пребывания располагаются в городе Лимассоле, после чего (за два дня до отъезда) перемещаются в Ларнаку), по дороге посещают значимые объекты историко-культурного наследия, расположенные по трассе Лимассол - Ларнака (см. список ниже),

Расположение учебных групп в Лимассоле продиктовано рядом соображений.

Во-первых, это своеобразный географический центр южного побережья острова, откуда легко достижимы природные объекты и объекты историко-культурного наследия, расположенные на севере (Троодос, Агиос Мамас), востоке (Амафунт) и западе (Колосси, Курион, святилище Аполлона Гилатского, Палеопафос, Петра ту Ромиу).

Во-вторых, базирование группы в Лимассоле и проведение оттуда образовательных экскурсий должно помочь нам технологически отработать педагогические модели, которые мы планируем в полной мере реализовать во время проведения летнего образовательного лагеря интенсивного обучения (июль 2011 г.). Партнером, принимающим долевое участие в этом проекте, является образовательное  учреждение школа «Ученики Пифагора», из которой некоторых  учащихся (обладающих повышенной мотивацией к изучению истории или биологии) мы планируем привлечь к нашей программе  во время данного февральского выезда.

Также участие в работе групп принимают участие русскоязычные школьники из образовательного центра группы компаний «Вестник Кипра» и ассоциации русскоговорящих жителей Кипра "Горизонт"

 

Примерная программа и «дневник» поездки

 

 17.02., четверг -

14.40 - прилет в Ларнаку,

трансфер и размещение в Лимассоле (туристическая зона Гермасоя)

Знакомство с русскоязычными учащимися, участвующими в проекте,

постановка группам образовательных задач,

просмотр фильма студии «Интел-Видео»

18.02, пятница

историки

биологи

Амафунт

Государственный заповедник Полемидия

Археологический музей Лимассола

Биологические занятия в школе «Ученики Пифагора»

Замок Лемесос. Музей средневековой истории Кипра

 

 

 

 

 

19.02, суббота

историки

биологи

Курион, Святилище Аполлона Гилатского, стадион, Музей Эпископи

Гермасойя – пешая экскурсия к дамбе

Замок Колосси

Побережье бухты Лимассола

Неолитическое поселение Сотира

Эвкалиптовая роща

 

 

Обед

После обеда, во второй половине дня:

-  лекция Д. Э. Шноля для преподавателей математики «Методика подготовки к ЕГЭ по математике в 2011 году»

- Лекция П. А. Евдокимова «Новейшие археологические открытия в античных городах на юге России»

 

20.02, воскресенье

Выезд на весь день

историки

биологи

Палеопафос

Полуостров Акамас

Петра ту Ромиу

 

Неа Пафос – археологический парк, Гробницы царей

 

Панагия Хрисополитисса

 

 

 

21.02, понедельник

         историки

биологи

Агиос Мамас

Троодос – пешая тропа, флора и фауна горных районов острова Кипр

Монастыри Троодоса

 

 

 

22.02, вторник

         историки

биологи

Каво Гата – неолитическое послеление

Соленое озеро Акротири

 

монастырь св. Николая

 

Экологический учебный центр Акротири

 

Каво Гата – флора и фауна прибрежной зоны

После обеда, во второй половине дня - Гуманитарная игра

 

23.02

Подведение итогов работы групп в школе «Ученики Пифагора»

Конференция исследовательских работ школьников

 

 

24.02. Переезд в Ларнаку (обе группы)

По дороге посещение объектов:

- Неолитические поселения Тента Калавасос и Хирокития

- Монастырь Ставровуни, природная тропа Савровуни - Англисидес

- Хала Султан Текке, Соленое озеро, фламинго

 Размещение в отеле «Ларко»

обед

Вечерняя пешая экскурсия по Ларнаке

25.02 Ларнака

историки

биологи

Крепость Ларанки

Солт Лайк Парк – Национальный лесопарк Ризоэлия

Городище Китион, Музей археологический района Ларнаки

Палеонтологический музей Пиеридис

Собор св. Лазаря

 

Музей Пиеридис

 

 

 

26.02 – Трансфер в аэропорт,

Отлет из Аэропорта Ларнаки.

RSS-материал