Вопросы к семинару в Амафунте

Ответственный (исполнитель): 
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Wed, 2012-02-08
Содержание задачи: 

Вопросы к отрывку из песни XXIV. Выкуп тела Гектора.  

 

1)      Речь Приама (486-506) полностью меняет поведение Ахиллеса. Что, на ваш взгляд, в этой речи так подействовало на Ахиллеса? Составьте краткий план этой речи. Есть ли в ней традиционное вступление-обращение? Почему?

2)      Как в своей речи Приам называет Ахиллеса? Подтверждает ли это название «объективность» мира гомеровских героев?

3)      Исследователи Гомера говорят, что описания Гомера во многих случаях «скульптурны»: они могут быть легко представлены в виде застывшей скульптурной композиции. Подтверждает ли это мнение то, как описана сцена встречи Приама и Ахиллеса?

4)      Какую смысловую и композиционную роль играет развернутое сравнение (ст. 480-482). Почему именно в этом месте Гомер прерывает описание событий и дает развернутое сравнение?

5)      Оба героя в этой сцене обильно плачут (507-514). В современной культуре такой плач унизил бы героя-воина в глазах читателя-слушателя. А в древности? Как вы думаете, почему?

6)      В сцене дважды появляется мотив обуздания гнева и страха перед тем, что разгоревшийся гнев, как неконтролируемая стихия, может все разрушить (559-570, 584-586).  Что можно сказать на этом примере о соотношении чувства и разума  гомеровских героев?  

7)      В речи Ахиллеса (603-617) дан подробный рассказ о Ниобе и ее детях. Этот рассказ, очевидно, так же хорошо известен Приаму, как и Ахиллесу. Почему же Гомер вкладывает в уста Ахиллеса такой подробный рассказ? Какова его роль в этой сцене?

8)      В нескольких местах этой сцены герои размышляют о судьбе, которую посылают боги человеку. Как это понятие (судьба) осознается героями? Каково место этого понятия в гомеровском мире?

 

Вопросы к отрывку из песни VI. Встреча Гектора и Андромахи. 

 

1)      Как и в русском народном творчестве, в гомеровском эпосе часто используются постоянные эпитеты (сравните: добрый молодец, красна девица, сине море, розовоперстая Эос). Найдите все постоянные эпитеты в этом отрывке. Какова причина их частного употребления?

2)      В речи Андромахи (406-435) встречается несколько характеристик ахейцев. Что удивительного в этих характеристиках с точки зрения более поздней литературы? Объясните, почему Андромаха так положительно характеризует врагов своего народа?

3)      В своих речах и Андромаха, и Гектор вспоминают всех своих близких родственников и сравнивают свои чувства к ним с супружескими чувствами. Зачем нужно такое сравнение? Как вам кажется, насколько типична в родовую эпоху сила супружеских любви, о которой говорят Андромаха и Гектор?   

4)      Гектор выражает Андромахе сочувствие и пытается ее утешить. Какие аргументы он находит для утешения? Что можно сказать о понятиях стыда, судьбы и долга (мужского и женского), опираясь на речь Гектора?

5)      Вначале сцены есть описание разговора Гектора и ключницы дома. Какова его композиционная роль? Почему важно, что Гектор и Андромаха встречаются не в своем доме?

6)      Как характеризует Гектора сцена его общения с маленьким сыном? Почему Гомер подробно описывает момент, когда мальчик испугался шлема отца?

7)      Представьте, что вы снимаете этот эпизод в кино. Как согласно Гомеру должна двигаться Андромаха до встречи с мужем и после встречи? Что изменилось после их разговора в душе Андромахи, и как это выражено Гомером в его поэме?