Византийские сюжеты - возможные темы для исследовательских работ

Ответственный (исполнитель): 
PAEvdokimov
Статус выполнения задачи: 
Задача поставлена
Сроки выполнения: 
Sat, 2015-01-10
Содержание задачи: 

Основные византийские сюжеты, которые могут быть развиты во время практикума и на его материале:
1. Ранневизантийский Кипр  (от Константина до арабов)
Утверждение там христианства как господствующей религии. История с приездом царицы Елены, привозом Честного Креста (или крестов?) - утверждение почитания там этих символов - это фактически один из важных центров распространения почитания креста. 

Места, связанные с преданиями о царицы Елены: Тента Калавассос, Айос Николаос тон Гатон, Омодос. Переименование Саламина в Констанцию

Далее, учреждение на Кипре епископских кафедр - недалеко от Лимассола есть поселок, который так и называется - Эпископи, рядом Курион, где много раннехристианских базилик. На акрополе Амафунта  - тоже большая базилика на месте храма Афродиты. Какие вообще есть базилики, в каких крупных городах, какого они времени?

Деятельность благотворителей - восстановителей инфраструктуры острова после сильных землетрясения Поздней античности (дом Эвстолия в Курионе)

2. Эвакуация острова в связи с арабскими нападениями. В VII в. при Юстиниане II было принято такое решение - до сих пор архиепископ Кипра носит титул "Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра" - туда не все захотели эвакуироваться, но кто-то уехал, потом вернулись. 
Что про это известно? Юстиниан II - фигура вообще эпическая (о нем и его времени писал византийский хронист, которого условно называют Продолжателем Феофана). БОльшая часть населения стала укрываться от арабских рейдов  горных районах Кипра - именно тогда они их начинают активно заселять, получается, прежде  там только рубили лес и добывали медь. 

3. Кипр в период иконоборчества. Иконоборческий период очень заметен в Константинполе - от этого времени сохранилось достаточно сооружений. Кипр, как и другие периферийные части империи (Херсонес Таврический - Херсон-Корсунь, например, или горные пещерные города Каппадокии) был убежищем для иконопочитателей.

4. Почитание и обретение мощей св. Лазаря - предание о том, что он был епископом Китиона существовало, наверное, давно. Но строительство собора на месте обнаруженной гробницы относится к достаточно позднему ремени при одном из византийских императоров - Льве Мудром (именно этот император, в частности, сочинил стихиры на Лазареву субботу). Кроме того, в западной церкви св. Лазарь почитался как епископ Марселя.

 

5. Особый интерес представляет в истории Кипра эпоха династии Комнинов . Они были современниками и одними из зачинателей Крестовых походов. С Комнинами связана история Киккского монастыря - одной из главных святынь Кипра, где хранится икона Киккскокй Богоматери, написанная, как гласит предание, самим евангелистом Лукой, причем на доске от стола, за которым проходила Тайная вечеря. Икона эта странная - по настоянию имаператора Алексея Комнина, ее никто не должен был видеть - и ее поэтому почитают, не открывая лика Богоматери и младенца Иисуса. Но списки с этой иконы очень популярны и встречаются в разных местах, как на острове, так и за его пределами. Вообще говоря, к периоду Коминнов восходят многие памятники кипрской иконописи, включенные в список мирового наследия ЮНЕСКО.

6. Переход Кипра из рук Византии к крестоносцам. Переходная фигура там очень своеобразная - это правитель Кипра Исаак Дука Комнин - тоже из династии Комнинов, но такой своеобразный изгой - личность по-своему тоже весьма колоритная. Фактически он отложился от Византии, проводил собственную политику - дружил с Саладином, объявил себя императором острова. С ним  итоге возник конфликт у Ричарда Львиное Сердце.

7. Византийское наследие и византийская составляющая в жизни острова при "франках" - под властью династии Лузиньянов, потом - под властью Венецианской республики - как уживалсиь "латиняне" и православные на острове в XIII-XVI вв. 

8. (это уже точно "пост-византийский" период) - греки на Кипре под властью турок.